Энциклопедия Авиации |
Шепелев Евгений Антонов. ОбзорОлег Константинович Антонов создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов. Свою первую модель самолета Антонов представил на соревновании, организованном обществом «Парящий полет» в начале 20-х гг.
В юношеские и студенческие годы Антоновым были созданы: В 1933-38 Антонов работал главным конструктором планерного завода в Тушино. За время работы создал около 30 типов планеров, в т.ч. серийные учебные УПАР, УС-3, УС-4, БС-3, БС-4, БС-5; спортивные «Рот-Фронт-1», «Рот-Фронт-2», «Рот-Фронт-3», «Рот-Фронт-4», «Рот-Фронт-5», «Рот-Фронт-6», «Рот-Фронт-7 »; экспериментальные ИП, РЭ, М, БА-1, А-1, А-2. На планерах серии «Рот-Фронт» были достигнуты рекордные дальности полета. Во время ВОВ создавал грузовые, транспортные и десантные планеры. В 1938-40 работал ведущим инженером в ОКБ А.С.Яковлева, где разработал санитарный самолет короткого взлета. В 1940-41 работал на заводе «Красный летчик» над легким связным самолетом. Затем организовал производство своего грузового и десантного планера А-7, разработанного им в 1940. В октябре 1941 Антонов получает задание на разработку транспортного планера А-40, для переброски танка «Т-60». «КТ» («Крылатый танк») был построен летом 1942. Первые и последние испытания состоялись осенью того же года: «КТ», Пилотируемый С.Н. Анохиным, совершил полет на буксире за тяжелым бомбардировщиком ТБ-3 конструкции А.Н. Туполева. Летательные аппараты, сконструированные Антоновым в послевоенные годы: планеры А-9, А-9бис, А-10; цельнометаллические планеры А-11, А-13, А-15, мотопланер Ан-13 и дельтапланы «Славутич». В 1943-45 работал над совершенствованием истребителей «Як». 31 мая 1946 Антонова назначили главным конструктором ОКБ в Новосибирске и поручили ему создание сельскохозяйственного самолета, который кратко обозначали СХ-1 (Сельскохозяйственный-1). Самолет поднялся в воздух впервые 31 августа 1947. В мире он более известен как Ан-2. В 1955 в Киеве был построен транспортный самолет с двумя турбовинтовыми двигателями Ан-8. В 1958 самолет был запущен в серийное производство. ОКБ в 1955 году приступило к созданию единого самолета в двух вариантах: пассажирском и грузовом. Пассажирский Ан-10 впервые поднялся 7 марта 1957, а 16 декабря того же года свой первый полет совершил военно-десантный транспортный Ан-12. Конструктивная схема у самолетов была одинаковой. Разница заключалась лишь во внутреннем оборудовании. В 1956 году по заданию Правительства ОКБ приступило к созданию Ан-14. Первый полет Ан-14 "Пчелка" совершил 14 марта 1958. 20 октября 1959 года впервые поднялся в воздух пассажирский Ан-24. На базе Ан-24 позже были создано 14 модификаций, в том числе Ан-26, Ан-30, Ан-32.
Когда появились экономичные газотурбинные двигатели для малой авиации, Антонов занялся разработкой Ан-28 (на базе Ан-14) и сельхозсамолета Ан-3. Первый полет Ан-28 состоялся 29 января 1973. Создавались транспортные самолеты с двухконтурными турбореактивными двигателями разработки ОКБ Лотарева. Первым таким самолетом Антонова стал самолет укороченного взлета и посадки Ан-72, который впервые поднялся в небо 31 августа 1977. На базе Ан-72 был разработан самолет Ан-74, для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, впервые взлетевший 29 сентября 1983. В 1976 специально для условий высокогорья и жаркого климата был создан транспортный Ан-32.
«Руслан» стал последним самолетом, созданным под непосредственным руководством О.К. Антонова. Разработка Ан-124 закончилась уже под руководством П.В. Балабуева, возглавившего ОКБ после смерти Антонова. Под его же руководством был создан транспортный самолет Ан-225 «Мрия». Антоновым была разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолетов, внедрены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики. Источники:Фото:
Ссылки: |